Авторизация



 
Решаем вместе
Возникли проблемы с подключением к электросети? Есть трудности в процессе получения услуги? Напишите об этом — Минэнерго поможет с решением

Это решение принято участниками круглого стола «Умный дом. Умный город. Умный регион. Перспективы smart-технологий в ЖКХ», который состоялся в Нижневартовске на этой неделе.

 

Инициатором события выступил «Нижневартовский расчетно-информационный центр» («НРИЦ»), организационные вопросы взял на себя городской департамент жилищно-коммунального хозяйства. На круглом столе работали: глава города Нижневартовска Василий Тихонов, представители администрации города, депутаты городской Думы, генеральный директор АО «Горэлектросеть» Юрий Елин, представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и компаний-разработчиков систем учета в ЖКХ. Мероприятие посетил приехавший накануне в Нижневартовск директор ООО «Корпорация СТС» Николай Казаков.

 

«Умное ЖКХ» - часть концепции «Умный город», которая отвечает за автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства для своевременного получения показаний счётчиков, контроля работы оборудования, предотвращения аварийных ситуаций, прозрачности работы ЖКХ и тд. Концепция «умного города» и «умного ЖКХ» поддерживается на правительственном уровне. В частности, установку в жилых домах «умных» счетчиков с функцией дистанционной передачи показаний Минстрой РФ предлагает сделать обязательной уже в 2019 году. Но пока только в новых домах и домах, в которых проводился капитальный ремонт. Для этого во втором квартале 2019 будут внесены соответствующие изменения в законодательство РФ.

 

«Умное ЖКХ» начинается с тщательного учета, потраченных энергоресурсов. Потребность в этом назрела у всех участников рынка: и у ресурсонабжающих организаций, и у управляющих компаний и у расчетных центров. Как отметила заместителя директора «НРИЦ» Ольга Положкова, основная сложность в их работе заключается в том, что примерно 30% владельцев квартир забывает вовремя передать показания счетчиков. А у самой дисциплинированной части населения – пенсионеров – не всегда есть технические возможности, чтобы это сделать. Мошенники и «резиновые» квартиры – это еще примерно 5 % от общего числа жителей. Кроме того, есть дома, где на первых этажах расположены магазины и кафе, которые могут не иметь прямых договоров с ресурсонабжающими организациями. В результате возникает разница между реально потребленными объемами ресурсов и тем, что есть на бумаге в виде показателей. Поэтому нужна система, которая формирует банк данных без участия человека, и ее расчеты будут всегда достоверны.

 

«Умное ЖКХ» начинается с интеллектуальных приборов учета. В Нижневартовске есть экспериментальный многоквартирный дом, где уже установлены подобные приборы российского производителя «Миландр» (Москва). Система смонтирована ООО «Инженерно-технический центр Электроком» (Нижневартовск). В пятиэтажном доме расположено 26 квартир, 5 офисов и установлено 11 приборов учета горячей и холодной воды, электроэнергии и тепла. Директор управляющей компании «Квартал» Ольга Елина, отметила, что за время эксперимента им удалось выявить источник значительных потерь холодной воды (мастерскую в полуподвале), заключить с ней договор и свести почти 100% баланс в доме. Владельцы квартир дважды в сутки могут при помощи мобильного приложения в телефоне следить за потреблением. Управляющая компания в он-лайн режиме также следит за потреблением во всем доме, за разницей показателей индивидуальных и общедомовых приборов учета. Компьютерная программа позволяет выгружать данные в «1С-бухгалтерию» для подсчета и создает отчеты для «НРИЦ» и ресурсоснабжающих организаций. Отметим, что всю работу делают разные «машины» (от счетчика под стояком – до смартфона), а значит пресловутый «человеческий фактор» исключен. Эксперимент оказался настолько удачным, что теперь застройщик «Нижневартовскстройдеталь» заказал монтаж подобной системы учета в доме на ул. Ф. Салманова, 3. Работы по монтажу уже проводит компания «ИТЦ Электроком».

 

Ресурсоснабжающие компании также заинтересованы в «умных счетчиках». Как отметил директор «Горводоканала» Анатолий Боков, во всех многоквартирных домах города уже стоят общедомовые приборы учета с возможностью онлайн-передачи данных. Сейчас нужны «умные» счетчики в квартирах с системой онлайн-слежения и возможности отключения воды во время порывов труб.

 

Таким образом, внедрение интеллектуального учета – единственный выход для наведения порядка в ЖКХ. Итог круглого стола подвел замглавы города Максим Коротаев: «Лично у меня как у чиновника и жителя города нет никакого сомнения в том, что это действительно нужная система. Она выгодна и для ресурсоснабжающих организаций, и для управляющих компаний, и в целом жителям. Опыт УК «Квартал» нужно более серьезно изучить, чтобы не терять время впустую. Есть еще одна тема – это «Умный город». В Нижневартовске уже в этом году сделаны шаги в этом направлении. Сегодня на общественном транспорте работает система «Штрих-М», это тоже одна из частей «умного города». Идет внедрение автоматической системы управления дорожным движением, та же система видеонаблюдения, фото-видеофиксации штрафов, весь этот огромный комплекс – это умный город. Вопрос в том, как все это интегрировать и получить на выходе комфорт и удобства для жителей нашего города».